Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Дополнительное образование

УТВЕРЖДАЮ

Заведующая МБДОУ «Детский сад № 4»

К.В.Ильиных

 

 

Расписание работы кружка «Лего-знайки»

День недели

Время

ФИО руководителя, телефон

Четверг

15.30-16.00

Муллаярова Светлана Васильевна, 89028084721

Пятница

15.30-16.00

Зырянова Наталья Валерьевна, 89519250451

 

 

 

Пояснительная записка

 

Программа «Лего-знайки» разработана для детей старшего дошкольного возраста на основе программы Федотовой Т. В. в соответствии с ФГОС и реализует интеграцию образовательных областей. Программа рассчитана на 2 года обучения с детьми 5-7 лет. Работа по LEGO-конструированию проводится в рамках дополнительного образования.

Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом.

Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.

Одной из разновидностей конструктивной деятельности дошкольников является создание 3D-моделей из LEGO-конструкторов, которые обеспечивают сложность и многогранность воплощаемой идеи. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. LEGO–конструирование способствует формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности.

Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. ФГОС дошкольного образования предусматривает отказ от учебной модели, что требует от воспитателей и педагогов обращения к новым нетрадиционным формам работы с детьми. В этом смысле конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие своих подопечных в режиме игры.

Визуализация 3D-конструкций – это пространственная система познаний окружающего мира. В первую очередь данный вид конструирования направлен на развитие следующих процессов:

  1. Психическое развитие: формирование пространственного мышления, творческого воображения, долгосрочной памяти.
  2. Физиологическое развитие: развитие мускулатуры рук и костной системы, мелкой моторики движений, координации рук и глаз.
  3. Развитие речи: активизация активного и пассивного словаря, выстраивания монологической и диалогической речи.

Игра ребенка с LEGO деталями, близка к конструктивно-технической деятельности взрослых. Продукт детской деятельности еще не имеет общественного значения, ребенок не вносит ничего нового ни в материальные, ни в культурные ценности общества. Но правильное руководство детской деятельностью со стороны взрослых оказывает самое благотворное влияние на развитие конструкторских способностей у детей.

Актуальность. Данная программа актуальна тем, что раскрывает для старшего дошкольника мир техники. LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.

LEGO–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

Использование LEGO-конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности. Программа носит интегрированный характер и строится на основе деятельностного подхода в обучении.

Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность LEGO-конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей в кружке «ЛЕГО» открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.

Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. LEGO-конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление.

В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. 

Педагогическая целесообразность 

Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.

Принципы построения программы

На занятиях сформирована структура деятельности, создающая условия для развития конструкторских способностей воспитанников, предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

Цель программы: создание благоприятных условий для развития у старших дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе LEGO– конструирования.

Задачи: На занятиях по LEGO-конструированию ставится ряд обучающих, развивающих и воспитательных задач:

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методологической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование ЛЕГО-технологий. Использование ЛЕГО-конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом.

Ожидаемый результат реализации программы:

Продолжительность программы: данная программа рассчитана на 2 года обучения.

Первый год обучения, дети  5-6 лет – 32 часа;

Второй год обучения, дети 6-7 лет – 32 часа;

Занятия проводятся с  группой детей до 15 человек.

Обучение основывается на следующих педагогических принципах:

На занятиях используются три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу.

Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема дома).

При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).

Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности малыша.

В процессе занятий ЛЕГО – конструированием дети:

Конструктор ЛЕГО помогает детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлечённо работая и видя конечный результат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематический план программы

«Легознайки»

 

№ п/п

Модуль,  содержание

Количество часов

Итого

5-6 лет

6-7 лет

1

Введение в программу

1

1

2

2

Конструирование из деталей конструкторов

9

7

16

3

Начальные графические и технические понятия

3

3

6

4

Конструирование из бумаги

3

3

6

5

Знакомство с различными видами конструкторов

3

2

5

6

LEGO мультипликация

4

4

8

7

Lego Digital Desinger – программа по созданию виртуальных лего моделей

4

7

11

8

Изготовление выставочных моделей

3

3

6

9

Подготовка работ и участие в конкурсах

2

2

4

 

ИТОГО

32

32

64

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для детей  5-6 лет

 

пп

Тема

К-во ч.

1

Введение в образовательную программу:  Что такое Конструктор? Виды конструирования.

1

2

Конструирование из деталей конструктора

Исследователи  цвета Lego – деталей. Скрепление Lego – деталей. Сборка прямой змейки  и башни.

Исследователи  Lego – деталей (форма и размер). Игра «Самый быстрый и внимательный». Закрепление формы,  цвета, скрепления деталей.  Конструируем домик.  Обыгрывание построек.

«Постройка ограды (вольер) для животных»

Игра «Найди деталь такую же, как на карточке»

Учимся читать схемы и собирать  модели по схеме.

Моделируем деревья по схеме: елочка, березка, сосна

Конструируем птичку, самолет по схеме

Моделируем домашних животных по схеме: кошка, собака, лошадь

Конструирование фигуры человека. Мальчик, девочка.

Моделируем людей разных профессий.

Конструируем мебель: стол, стул, диван, кровать

Свободная игровая деятельность детей. Обыгрывание построек.

9

3

Начальные графические и технические понятия

Чертежные инструменты: линейка, карандаш, прямоугольный  треугольник (угольник). Что можно начертить с помощью чертежных инструментов?

Чертеж  Черчение прямоугольных деталей с помощью линейки, треугольника. Условные  изображения линии выделяемого контура (сплошная линия) и линии сгиба (штрих с двумя точками).

Измерение предметов и изготовление чертежа по образцу детали (квадрат, треугольник)

3

4

Конструирование из бумаги

Азбука оригами. Основные правила работы с бумагой. Базовые формы оригами.

Основные приемы складывания изделий из бумаги. Изготовление котика, собаки.

Изготовление из бумаги Птицы, самолета.

Изготовление прыгающей лягушки.

Свободная творческая деятельность. Изготовление моделей по собственному замыслу. Выставка работ

3

5

Знакомство с различными видами конструкторов

Строительные конструкторы. Конструирование домиков и различных  построек.

Магнитный конструктор. Создание геометрических форм.

Металлический конструктор. Правила закрепления деталей с помощью отвертки и гаечного ключа.

Свободная творческая деятельность. Изготовление моделей по собственному замыслу. Выставка работ

3

6

Подготовка работ и участие в конкурсах и НПК

Выбор и создание  модели

Подготовка модели к конкурсу: устранение недостатков, укрепление деталей,

4

7

LEGO мультипликация

Какие бывают мультфильмы. Просмотр мультфильмов в различном исполнении с обсуждением

Сборка моделей и героев по готовому сюжету одной из сказки. Подготовка декораций. Распределение ролей, репетиция.

Первые кадры. Съемка подготовленного сюжета. Просмотр на компьютере. Обсуждение.

Свободная игровая деятельность детей. Развивающие игры с использованием конструктора

4

8

Lego Digital Desinger – программа по созданию виртуальных лего моделей

Знакомство с программой. Изучение каталога. Построение виртуального человечка.

Домик одноэтажный на берегу реки.

Зоопарк. Построение парковой зоны с деревьями и декором.

3

9

Изготовление выставочных моделей

2

 

Для детей 6-7 лет

 

пп

Тема

К-во ч.

1

Введение в образовательную программу:  Закрепление названий деталей Лего

1

2

Конструирование из деталей конструктора

Исследователи  цвета Lego – деталей. Скрепление Lego – деталей. Сборка прямой змейки двух цветов.

Исследователи цвета Lego – деталей. Строим башни одного цвета. Строим разноцветные башни двух цветов.

«Постройка ограды (вольер) для животных»

Игра «Найди деталь такую же, как на карточке»

Учимся читать схемы и собирать  модели по схеме.

Конструируем легковую машину. Строим гараж для машины

Конструируем самолет, вертолет. Строим аэропорт

Конструируем  кораблик. Строим порт.

Моделируем инфраструктуру города. Работа по замыслу детей.

7

3

Начальные графические и технические понятия

Точка. Отрезок. Треугольник. Черчение фигур с помощью линейки и карандаша.

Четырехугольники. Виды четырехугольников. Изображение четырехугольников с помощью линейки и карандаша.

Изображение различных фигур с помощью четырехугольников и треугольников.

Круг. Изображение круга с помощью трафаретов и циркуля. Изображение различных фигур с помощью треугольников, четырехугольников и круга

3

4

Конструирование из бумаги

Повторение  основных правил работы с бумагой. Базовые формы оригами. Основные приемы складывания изделий из бумаги

Модульное оригами. Основные формы модулей.

Изготовление изделий методом модульного оригами

3

5

Подготовка работ и участие в конкурсах и НПК

Выбор и создание  модели

Подготовка модели к конкурсу: устранение недостатков, укрепление деталей,

2

6

Знакомство с различными видами конструкторов

Электронный конструктор «Знаток». Что такое электрический ток? Электрические схемы. Сборка простейших схем

Исследовательская работа на основе конструктора «Знаток»

4

7

LEGO мультипликация

Какие бываю мультфильмы. Просмотр мультфильмов в различном исполнении с обсуждением

Добрая сказка. Сочинение новой сказки. Сборка моделей и героев, подготовка декораций

Распределение ролей, репетиция. 

Съемка подготовленного сюжета. Просмотр на компьютере. Обсуждение.

Свободная игровая деятельность детей. Развивающие игры с использованием конструктора

7

8

Lego Digital Desinger – программа по созданию виртуальных лего моделей

Знакомство с программой. Изучение каталога. Построение виртуального человечка.

Зоопарк. Построение парковой зоны с деревьями и декором.

Создание роботов.

Сохранение модели.

3

9

Изготовление выставочных моделей

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание занятий

 

№ п/п

Модуль,  содержание

5-6 лет

6-7 лет

1

Введение в программу

Знакомство с программой. Конструирование из LEGO конструктора по своему замыслу.

Знакомство с программой. Конструирование из LEGO конструктора по своему замыслу.

2

Конструирование из деталей конструкторов

Знакомство с названиями деталей LEGO, способами их крепления в моделях. Конструирование простых моделей по схемам и собственному замыслу: деревья, птицы, домики, машинки, самолеты и др.,

Обучение работе в команде, при конструировании моделей средней сложности.

Изучение возможностей LEGO конструкторов, изменяемости деталей. Конструирование моделей средней сложности: самолет, вертолет, кораблик, и др. Создание и обыгрывание композиций. Работа в команде.

 

3

Начальные графические и технические понятия

Знакомство с чертежными инструментами: карандаш, линейка, угольник. Черчение простых геометрических фигур: отрезок прямая, квадрат, угол. Изучение особенностей таких геометрических фигур, как треугольник, четырехугольник, пятиугольник. Умение отличать квадрат от других четырёхугольников: прямоугольник, ромб, трапеция.

Шаблоны. Научить детей использовать простые шаблоны для создания моделей домиков и самолетов.

Изучение мер длины: сантиметры, миллиметры, метры. Уметь начертить отрезок заданной длины, начертить угол, квадрат, с помощью угольника.

Что такое круг?  С помощью каких инструментов можно начертить круг? Изображение различных предметов с помощью треугольников, четырехугольников, кругов.

4

Конструирование из бумаги

Что такое бумага, из чего она изготавливается? Какими свойствами обладает?

Изготовление из бумаги простых фигур техникой оригами.

 

Знакомство с техникой модульного оригами. Изготовление модулей, сборка моделей, работа по схеме.

5

Знакомство с различными видами конструкторов

Конструирование из различных видов конструкторов: LEGO конструкторы, металлические, магнитные…

Конструирование из различ-ных видов конструкторов: LEGO конструкторы, метал-лические, магнитные…

6

LEGO мультипликация

Совместная работа над анимационными фильмами:

Сборка из Лего конструкторов необходимых для съемки моделей, героев, подготовка декораций, репетиция сюжета.

Разработка небольшого сюжета, подборка героев. Первые пробы работать с цифровой камерой, отсмотр на кампьютере полученных кадров, редактирование

7

Lego Digital Desinger – программа по созданию виртуальных лего моделей

Знакомство учащихся с бесплатной программой Lego Digital Desinger. Сборка моделей с ее помощью схем.

Сборка моделей с помощью схемы. Сохранение работ на компьютере.

8

Изготовление выставочных моделей

Выбор моделей и их изготовление и подготовка к выставке.

Выбор моделей и их изготовление и подготовка к выставке.

9

Подготовка работ и участие в конкурсах и НПК

Подготовка презентационного материала для работ – участников

Подготовка презентационного материала для работ – участников

 

ИТОГО